Английский для самых маленьких
Жизнь диктует свои условия, и стоять на одном месте, интересоваться исключительно традиционными методиками, по меньшей мере, странно. Сейчас от человека на пороге его выхода в самостоятельную жизнь требуется готовность участвовать в любой социально-необходимой деятельности, требуется гибкость мышления и способность перестраиваться по необходимости.
Мы уже знаем, что новый социальный заказ повлиял на пересмотр многих целей образования. Например, обучение английскому языку часто начинают уже в детском саду.
Интересно, что и от противников раннего обучения иностранным языкам можно услышать: если приобщать ребенка к иностранному языку в раннем детстве, то в дальнейшем ему будет гораздо легче освоить этот язык.
Изучение иностранных языков – это прекрасный способ развития личности.
Разумеется, мы знаем главный принцип педагогики – «не навреди!» Он должен соблюдаться всегда. Существуют разнообразные методики преподавания, английский язык детям предлагают практически в каждом детском клубе. Детские сады, стремясь угодить родителям, вводят в свою программу уроки английского языка. Кроме того, и сами родители, владеющие тем или иным иностранным языком, стремятся приобщить к нему своего ребенка…
Как не запутаться в этом изобилии предложений? Как понять, получит ли ваш ребенок на занятиях действительно полезные знания?
Мы предлагаем обратить внимание на следующее:
- Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, главное для малышей – движение. Важно, чтобы занятие не превращалось в урок – это противоречит психологии детей дошкольного возраста.
- У дошкольников наглядно-образное мышление. Поэтому занятие должно иметь зрительную опору – предметные сюжеты, картинки, игрушки.
- Детям дошкольного возраста не должны давать домашние задания, если используемая методика такие подразумевает, то обязательно должна проводиться подробная разъяснительная работа с родителями.
- Если с первых занятий педагог предлагает детям познакомиться с алфавитом или транскрипцией, то это педагог, который не знаком с психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
- Если у вашего ребенка трудности с произношением отдельных звуков на родном языке, то с активным приобщением его к изучению иностранного языка лучше повременить.
- Если вы собираетесь отдать ребенка (в 3-4 года) на дополнительные занятия иностранным языком и сомневаетесь, хорошо ли поставлено звукопроизношение родного языка, то не лишним будет проконсультироваться с логопедом.
- Не следует заставлять маленького ребенка говорить на иностранном языке. Он сам придет к этому. Разговаривайте с ним, читайте книжки, смотрите мультфильмы, пусть формируется пассивный словарный запас. Сначала ребенок начнет понимать вас, а позже и заговорит.
- Нужно учитывать и то, что в любой деятельности ребенок руководствуется прежде всего практическими соображениями. Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте – часть процесса ознакомления с окружающим миром. Важна мотивация ребёнка к обучению. Необходимо заинтересовать его, познакомить со страной изучаемого языка, с её традициями.
Английский для младших школьников
Согласно новым образовательным стандартам, первый этап обучения иностранному языку в школе начинается во втором классе, где учителя работают с детьми 8 лет. Не секрет, что провести урок для второклассников намного труднее, чем для старшеклассников. Рассмотрим некоторые особенности преподавания иностранного языка младшим школьникам.
Физическая активность
Её можно объяснить особенностями внимания младших школьников. Дело в том, что второкласснику ещё сложно одновременно контролировать положение тела и следить за ходом урока. Всё его внимание устремлено либо на учителя и одноклассников, либо на то, как он сидит.
Творческая активность
За восприятие музыки, художественное творчество и восприятие речи на иностранном языке на интуитивном уровне «отвечает» правое полушарие головного мозга. В работе известного педагога-психолога Зинаиды Никитенко говорится: «Правополушарная деятельность значима для полноценного развития личности младшего школьника, его способности к иноязычной речи, то есть способности творить свою речь на иностранном языке в принципе так же, как он творит её на родном языке».
На уроке иностранного языка мы постоянно стимулируем это полушарие, т. е. поддерживаем детей в состоянии творческого возбуждения, что связано в этом возрасте с двигательным возбуждением. По этой причине младшим школьникам так тяжело сидеть «смирно».
Выход из этой ситуации есть: снять эмоциональное напряжение на уроке помогают физкультминутки на иностранном языке. Например, учитель называет черту характера человека ( I’m strong. I’m clever. I’m brave и т. д. ), а дети мимикой и движениями изображают такого человека. Хорошо проходит во втором классе игра «Show me 5 fingers!»: учитель называет количество пальцев, которые нужно показать, сначала правильно, а потом старается «запутать учеников», поизносит «Show me 5 fingers!», а показывает детям две открытые ладони. В третьем классе можно выполнять более сложные упражнения. Учитель называет и показывает части тела, ученики называют одежду, которая подходит для них, и движениями обозначают, как они её надевают.
It is my head.
I put my hat on.
It is my neck.
I put my scarf on…
В практике учителей английского языка в начальной школе часто приходится работать с детьми, которые занимаются со школьным логопедом. Им особенно интересны знакомые логопедические упражнения, которые они выполняют, глядя в маленькое зеркальце под рифмовку учителя:
«Smile, please!
Stretch out your lips!”
«Show me your tongue!
Show me your teeth! (дети касаются зубов кончиком языка) и др.
Таким образом, движение и ритмическая речь, его сопровождающая, являются необходимой частью урока. Такие физкультминутки одновременно помогают детям снять напряжение и повторить лексику по теме. Это необходимо, чтобы задействовать левое полушарие, которое регулирует артикуляторную речевую систему, и правое, регулирующее интонационно-голосовую речевую систему (она старше артикуляторной и подкрепляется жестами, движениями, то есть невербальными способами обогащения речи).
Музыкальные элементы
Музыка и ритм необходимы, чтобы активизировать правое полушарие, которое отвечает за восприятие иноязычной речи на эмоциональном уровне. Пение способствует формированию навыков чтения, в том числе правильного произношения.
Особенности запоминания лексики
Если включить в канву урока для старшеклассников до 10 новых лексических единиц, начать активную работу с ними, то уже через 15 минут после начала урока большинство учеников их запомнит и сможет использовать.
У младших школьников – противоположная картина. Новые слова мы вводим чаще всего при помощи рисунков. Чтобы проверить, как дети их запомнили, показываем им эти рисунки снова и просим назвать предметы. Удивительно, что дети даже с относительно хорошей памятью не могут назвать в конце занятия 5 – 7 слов, введённых на уроке с помощью предметных картинок. Зато на следующем уроке все ученики бойко называют эти слова! Это «чудо» связано с особенностями памяти школьников разных возрастных категорий.
У старшеклассников при запоминании слов работает так называемая «кратковременная» или, по аналогии с компьютером, «оперативная» память.
У младших школьников запоминание непроизвольное. Они запоминают яркие образы, картинки, но на запоминание им требуется больше времени, и непроизвольный процесс запоминания идёт автоматически после урока.
Задача начального обучения – дать детям как можно больший объём лексики. Опыт показывает, что лексические единицы, которые они запомнят в начальной школе, останутся в их памяти на весь период обучения. Кстати, стоит отнестись с пониманием к тому, что у многих учеников в 5-6 классах происходит «снижение объема» памяти. Психологи объясняют это тем, что «детское» непроизвольное запоминание в этот период угасает, а «взрослое» произвольное ещё недостаточно сформировано.
Эмоциональность
Ученики начальных классов очень эмоциональны в сравнении со старшеклассниками. Особенно это заметно во время дидактических игр. В ходе игры дети могут забыть о том, что необходимо говорить на иностранном языке. Они стремятся быть замеченными, активно поднимают руки и часто выкрикивают ответы на родном языке. К этому нужно быть готовым и разработать правила корректировки игры для исключения подобного.